Главная
Саксофон
Ноты
Музыка
Форум

О саксофоне История PROсакс Для начинающих Дыхание Трости Мундштуки Аппликатура

Прежде чем Вы начнете занятия на саксофоне, потребуется уяснить несколько правил.
     А именно:

 

Положение корпуса, рук и пальцев.

     Вне зависимости от того, играете ли Вы стоя, или сидя, корпус и голову следует держать ровно и без отклонений. Плечи должны быть развернутыми, Вы не должны горбится, потому что это затруднит дыхание, при этом грудь должна быть слегка приподнята. Это придаст работе дыхательных мышц свободу.

     При игре стоя нужна устойчивая опора на обе ноги. Поэтому их лучше раздвинуть на ширину ступни, носки немного развернуть.

     При игре сидя садитесь только на половину стула и не опирайтесь на спинку. Если Вы не мечтаете заработать паховую грыжу, то ни в коем случае не кладите ногу на ногу!

    Руки не следует прижимать к корпусу, а кисти рук не должны быть слишком прогнутыми, потому что это затруднит движения пальцев.

   Пальцы размещаются прямо над клапанами на расстояние около сантиметра от их поверхности (кроме большого пальца левой руки), и находятся в округлом состоянии. При подъеме пальцев следите затем, чтобы не поднимать их слишком высоко.

    Во время игры, время от времени, проверяйте свои ощущения и следите за тем, чтобы не появилось излишнее напряжение. Самые напряженные мышцы при игре - это брюшные мышцы. Помните об этом.

 

Дыхание.

    Дыханию и его постановке мы уделили целую страничку и добавить к ней можно только следующее.

    Во время игры задействуйте и свое горло. То есть регулируйте выдох, используя голосовые связки (ощущение должно быть таким, как будто Вы говорите шепотом). Это поможет смягчить звук. В зависимости от регистра и нюанса, при выдохе, произносите слоги "хооо", "хаааа", "хиии". Для того чтобы научится контролировать звук, нужно научится контролировать степень сближения связок.

 

Звукоизвлечение и начало звука.

     При извлечении звука на саксофоне особую функцию берет на себя язык. Он не только регулирует подачу воздуха в мундштук, но и создает условия для осуществления атаки. Атака это "произнесение" звука, и она является очень важным выразительным средством, которое и определяет индивидуальную исполнительскую манеру.

     При звукоизвлечении используется три основных вида атаки: твердая, мягкая и вспомогательная. Возможна атака и без языка, но использовать ее я рекомендовал бы только как вспомогательное изобразительное средство.
Основа основ - это твердая атака. Ваш язык должен энергично оттолкнуться(имеется ввиду нижняя передняя часть языка) от трости по направлению вниз и назад. Для того, чтобы добиться четкости вы можете сымитировать слога "ту", "та".

     При мягкой атаке, движение языка будет более мягким и плавным, нежели при твердой. Поэтому и посылать струю воздуха в инструмент следует спокойно и без особого напора. При мысленном настрое на произнесение слогов "да" или "ду", Вы более точно настроите свой артикуляционный аппарат (язык, губы, гортань).

    Если заставить язык действовать немного необычно, а именно попробовать соприкоснуться задней стенкой языка с небом (на произнесение слога "ку") - то Вы получите вспомогательную атаку. Очень часто вспомогательную атаку используют при двойном стаккато.

 

Амбушюр.

     Амбушюр - это совокупность губных и лицевых мышц, которые участвуют в звукоизвлечении, их особое положение вокруг мундштука.

     Развитие амбушюра довольно сложный и долгий процесс, во время которого  придется искать наиболее рациональные способы адаптации губ к игре.

     Довольно важным для амбушюра являются: условие герметичности, нахождение центра положения мундштука, глубина захвата мундштука и положение губ.

     Во время игры нужно следить за тем, чтобы воздух не проходил сквозь губы, не было "шипа".

    Чтобы найти центр положения мундштука отрегулируйте гайтан (ремешок у вас на шее) таким образом, чтобы вес инструмента приходился именно на него, а не на нижнюю губу. Хорошо закрепите эску так, чтобы стержень октавного клапана был посередине ее дужки. Такая фиксация положительно скажется на расположении саксофона относительно головы и туловища, а значит и Вашей нижней губы. Глубина захвата мундштука составляет приблизительно 1-1,5 см. от его края. Выбор точки контакта между тростью и нижней губой влияет на колебания трости, а значит. и влияет на качество тембра. У мундштука есть граница, где трость перестает соприкасаться с площадкой, на которой она закреплена. Располагая нижнюю губу на трости приблизительно в этой точке, Вы получите возможность влиять на колебания трости наиболее гибко. Если губа будет расположена слишком близко к кончику трости, или далеко, то управлять колебаниями трости будет очень сложно. Звук станет слишком сиплым, сдавленным, или же, наоборот, распущенным. Именно поэтому важно найти грань между мелким и глубоким захватом мундштука.

  Основной опорой служат верхние зубы. Верхнюю губу не подворачивайте и не растягивайте.

    Теперь возьмите мундштук в рот таким образом, чтобы расположить его приблизительно на середине нижней губы, слегка подверните нижнюю губу на зубы. Губу слегка соберите к центру, чтобы образовалась "подушечка". Не растягивайте губы в улыбке, а, наоборот соберите их к центру (как будто произносите звук "О"). В то же время опустите подбородок вниз, чтобы он приобрел гладкую, округлую форму. Избегайте чрезмерного напряжения губ. Во время игры представляйте себе, что Ваши губы расслаблены. Если нижние зубы начинают травмировать губу ("нарезать"), то следует сделать перерыв, и дать губам отдых.

 

Аппликатура.

     Под этот пунктик у нас тоже отведена целая страничка.

 

Работа над звуком.

     Для начало хочу сказать, что Вы не добьетесь красивого звучания саксофона, если не будете знать как он должен звучать. То есть в голове Вы должны иметь эталон звучания - звук какого-нибудь исполнителя.

    Играя, старайтесь воспроизвести тот звук, который вы слышали, и которого хотели бы добиться.

     При игре длинных звуков пользуйтесь филировкой (от тихого к громкому, и наоборот). Отрабатывайте прием легато. Но помните: не зависимо от того, играете ли Вы длинные звуки, гаммы, упражнения или произведения, должен быть обязательный контроль. Контроль дыхания и слуховой контроль помогут Вам в развитии звука и качества исполнения.

 

Работа над техникой.

1. Разделите  произведение на маленькие секции. Работайте над одной маленькой секцией, пока она не будет получаться хорошо. Затем объедините 2 маленькие секции и работайте над этой большей секцией ,пока она не станет получаться хорошо. И т.д.

2. Целое-часть-целое. Играйте произведение целиком, затем отдельную секцию и после снова играйте целиком. Или играйте одну секцию, затем наиболее трудную часть секции и после снова играйте секцию целиком.

3. Остановки. Например, если в произведении имеются быстрые пассажи шестнадцатыми нотами, задерживайтесь на первой шестнадцатой в группе из 4 шестнадцатых. Или на первой шестнадцатой в группе из 8 шестнадцатых и т.д.Этот метод остановки хорош для любых пассажей, которые содержат в себе повторяющиеся ритмические группы. Акцентируйте сильные доли.

4. Играйте пассаж мягко и легко, как только можете, но выигрывайте каждую ноту, или играйте сильно и громко, как только можете.

5. Играйте с метрономом. Например, надо сыграть пассаж в темпе 140.Начните играть с 70, прибавляя по 5, постепенно доходя до нужного темпа. Также можно сыграть в 70 и сразу попробовать в 140,потом вернуться назад и сыграть в 75,потом снова 140,после вернуться на 80 и снова 140 и т.д.При таком методе сначала пассаж при 140 будет “грязным”,но постепенно он будет вычищаться. Но надо постоянно возвращаться к игре в медленном темпе и с “остановками”,иначе пассаж можно “заболтать”.

6. Выберите “неудобное” место. Учите его до тех пор, пока не сможете его сыграть 3 раза без ошибок. Потом пробуйте сыграть 5,7,10 раз без ошибок. Вы можете задавать себе разные уровни сложности. Сначала вы можете хотеть просто сыграть все ноты правильно. Потом вы можете добиваться нужной динамики, выразительности, фразировки и т.д.Когда вы сможете сыграть “неудобное” место 10 раз с совершенной фразировкой, динамикой, скоростью, звуком, штрихом и т.д. и, конечно, без ошибок, вы можете считать ,что вы немного продвинулись к совершенству.

7. Психологи говорят, что для того, чтобы что-то попало в нашу долговременную память, надо сделать это всего 7 раз(+\-2), при условии, что это “что-то” не слишком велико. Так, если вы сыграли небольшой пассаж правильно 7 раз - вы запомнили его правильно, но если пассаж был сыгран 7 раз и вы пару раз ошиблись, то вы не можете быть уверены, что вы не ошибетесь в дальнейшем. Но если вы сыграли пассаж 10 раз и 7 раз ошиблись, то что бы исправить свою ошибку, вам придется сыграть этот пассаж правильно (не ошибаясь ни одного раза!) 35! раз. Поэтому лучше учить медленно ,но сразу верно.

8. Записывайте себя и внимательно слушайте, находя, где вы можете сыграть еще совершенней.

9. Ваша практика не должна быть рутиной. Вы должны быть настроены творчески и должны получать удовольствие от занятий.

 

Выразительность.

   Педагоги часто говорят о необходимости играть “музыкально ”, выразительно. Выразительное же исполнение  зависит прежде всего от фразировки, а она, в свою очередь, либо от музыкальной интуиции (таланта), либо от музыкальной грамотности. Динамика , пожалуй, одно из самых сильных  выразительных средств. Несколько правил :

1. “Громко”  и  “ тихо” понятия не абсолютные , а относительные , приобретающие свое значение лишь в сопоставлении. Поэтому если вы хотите, чтобы какое-то  место в произведении прозвучало громко оттените его предыдущим (может и последующим) пианиссимо. И наоборот.

2. Часто бывает, что “f”  звучит форсированно, а  “p” , наоборот, не озвучено. Чтобы этого не случалось помните : “f“ значит “сильно”,  а “p”  значит “мягко”. Дебюсси, характеризуя французскую игру, требовал сладости в силе и силы в сладости.

3. Не следует начинать crescendo  или diminuendo  с первой ноты фразы, с начала такта, с сильной доли; лучше начинать немного позже и на слабой доле такта, иначе это будет звучать не постепенно, а subito.

4. Не следует  при усилении звука всегда ускорять темп, а при diminuendo —замедлять.

   Следует избегать тенденции ускорять быстрые темпы и замедлять медленные. М.Лонг писала :“ Одной из характерных черт французской  фортепианной техники, является забота не столько о том , чтобы блистать, сколько о том, чтобы выговаривать все ноты наподобие оратора или певца”.

 Еще одним исполнительским "инструментом" является артикуляция. Она включает в себя штрихи: связные, раздельный и комбинированные. Так же следует иметь представление о стилистической тенденции (музыка эпохи барокко отличается от музыки современной; немецкая музыка отличается от французской). И в заключении нашего разговора о выразительности хотелось бы поговорить о вибрато. Некоторые используют вибрато, некоторые — нет. Это дело вкуса, но именно вибрато делает звучание саксофона мягким, красивым, неповторимым, наполняет звук "сочными красками". Скорость вибрато может варьироваться. Более спокойным темпам и “настроениям” свойственно спокойное и мягкое вибрато. Взволнованные, кульминационные моменты  нуждаются в более энергичном и активном вибрато. Но ни в коем случае не пытайтесь вибрировать в пассажах и на коротких нотах.

 

Организация занятий.

     Заниматься рекомендуется не более 40-45 минут подряд, так как по истечении этого времени  степень внимательности снижается и качество занятий ухудшается. После 40-45 минут занятий рекомендуется сделать перерыв в течении 10-15 минут, после которого можно продолжить занятия. Заниматься следует утром и вечером. Общая продолжительность занятий должна быть около 4-6 часов.

    Хотя эти рекомендации весьма условны, все же можно представить приблизительную схему занятия:

   1. Разыгрывание (исполнение длинных звуков)

   2. Работа над звуком ( звукоизвлечением, звуковедением и т.д.)

   3. Работа над техническим материалом ( гаммы, арпеджио )

   4. Работа над художественным материалом

   5. Работа над этюдами  и упражнениями ( направленным на исправление конкретных недостатков (легато, стаккато, мелкая техника и т.д.))

О саксофоне История PROсакс Для начинающих Дыхание Трости Мундштуки Аппликатура

 

Администрация сайта dudkinet.narod.ru© 2007-2012

Используются технологии uCoz